Памятка заказчику

Ни для кого не секрет, что коммерческий сайт – это современный инструмент бизнеса, позволяющий получать большой поток клиентов из сети. Основные задачи сайта: привлекать клиентов, приносить прибыль, способствовать продвижению торговой марки, улучшать имидж компании, обеспечивать обратную связь с потребителями и т.д., и т.п. Но, чтобы все эти положительные аспекты воплотились в реальность, в первую очередь, самому Заказчику нужно очень серьёзно и ответственно отнестись к процессу разработки веб-ресурса.

Наша веб-студия имеет значительный опыт по работе с различными Заказчиками – мы разрабатываем сайты любой степени сложности как для частных лиц, так и для крупных интернациональных корпораций. Исходя из этого опыта, мы сформировали несколько несложных рекомендаций, которые окажутся весьма полезными для компаний-заказчиков.

Постановка целей и задач

Определитесь, для чего конкретно Вам нужен веб-ресурс, какого эффекта Вы ожидаете от его использования. Чётко сформулируйте ответы на следующие вопросы:

Какова основная цель создания сайта? Какие задачи он должен решать? Какую конкретно пользу он должен приносить?

Пример: «Мой сайт должен быть в формате интернет-магазин, туда нужна необходима выгрузка 3000 товарных единиц детской одежды. Хочу, чтобы после создания магазина товар выгружался в Яндекс Маркет и появился в поисковых системах».

Ваша целевая аудитория или кого Вы хотите видеть посетителями своего веб-ресурса? Что Вы можете предложить посетителям сайта и к каким действиям желаете их побудить?

Пример: «Целевая аудитория моего магазина - это молодые родители, которые хотят купить одежду для своих детей».

Каким должно быть визуальное оформление Вашего сайта? Примерное соотношение текстового содержания и графики? Есть ли у Вашей компании логотип, фирменный стиль, в соответствии с которым будет разрабатываться дизайн? Если нет, то есть ли необходимость в разработке фирменного стиля? Какое впечатление должно производить на пользователей визуальное оформление веб-ресурса? Лучше привести несколько примеров сайтов, которые вы считаете максимально приближенными по каким-то качествам к вам.

Определитесь с объёмом информации, которую планируется разместить на сайте. Постарайтесь разбить её на тематические разделы.

Подумайте, как часто в будущем будет обновляться информация на сайте, и кто будет за этим следить?

Выбор веб-студии, разработчика

Типичная ошибка на этом этапе, когда Заказчик пытается выбрать профессионального разработчика путём телефонных звонков по различным веб-студиям и останавливает свой выбор на компании, предложившей минимальную стоимость. Следует учитывать, что определить стоимость веб-ресурса можно только после детальной проработки Технического Задания (документа, подробно описывающего все технические характеристики и функциональные возможности будущего сайта). Ориентировочную стоимость Вы можете определить с помощью калькулятора стоимости сайта.

Советуем придерживаться следующего плана действий:

Определить ответственных лиц

Очень важно определить полномочия и ответственность сотрудников Вашей компании в вопросах сбора и предоставления информации, утверждении Технического Задания и дизайн-макета сайта.

Следует не допускать ситуаций, когда сначала вся ответственность перекладывается на одного сотрудника, который утверждает ТЗ, дизайн-макет, предоставляет информацию, а потом компетентность этого лица ставится под вопрос и руководитель компании просит внести изменению в уже свёрстанный дизайн или в утверждённое ТЗ. Это чревато лишними денежными затратами.

Утвердить Техническое Задание и подписать Договор на разработку сайта

Внимательно ознакомьтесь с текстом договора, который обязан предоставить Разработчик. Если какие-либо пункты Вам не понятны или вызывают сомнения, попросите их прокомментировать.

Даже если Разработчик – Ваш лучший друг, всё равно имеет смысл составить Техническое Задание, в котором отразить все технические характеристики и функциональные возможности будущего сайта, определить регламент и сроки выполнения работ. Это избавит Вас от необходимости доказывать свою правоту, приводя выдержки по памяти из диалогов с разработчиком, типа "Вы обещали нам сделать то-то и то-то, а сделали совсем не то и не то...". И Вам будет спокойней и веб-студии проще работать, когда существует оговорённый и обоюдно утверждённый план действий по разработке веб-ресурса.

Сбор, сортировка и обработка информации

Обычно информацию для сайта готовит сам Заказчик, т.к. он гораздо лучше других знает о своей компании, специфики бизнеса, потребностях своих клиентов. Какую информацию разместить на сайте - тоже решает Заказчик, чаще всего это тексты о компании, информация о продукции и услугах, прайс-листы, фотографии или схемы товаров.

Задача веб-студии сводится к сортировке данных, форматированию текстов (адаптации их для размещения в интернете), оптимизации фотографий - это занимает определённое время. Поэтому очень важно предоставить всю необходимую для веб-ресурса информацию в оговоренный сроки, чтобы избежать задержек с выпуском сайта.

Утверждение дизайн-макета сайта

Дизайн-макет – это не просто красивая статичное изображение, визуальное оформление продумывается и разрабатывается профессиональным дизайнером, с учётом не только требований и пожеланий Заказчика, но и специфики интернет-технологий. Дизайн веб-ресурса - это гармоничное сочетание продуманного интерфейса, правильного расположение функциональных элементов и контентной части.

Конечно, Заказчик имеет полное право критиковать работу дизайнера, интересоваться назначением тех или иных креативных идей, вносить свои предложения по улучшению дизайна. Но желательно проводить это в конструктивном ключе, предварительно обсудив дизайн-макет с коллегами (а лучше и с клиентами) и составить список конкретных замечаний и пожеланий.

Утверждайте дизайн-макет только когда он Вас полностью устраивает, и Вы уверены, что не будете через некоторое время вносить изменения в уже свёрстанный дизайн. Это равносильно тому, как попросить портного поменять цвет костюма, когда он уже сшит.

Сайт создан. Что дальше?

Итак, теперь Вы владеете качественным и интересным веб-ресурсом. Для достижения поставленных на первом этапе целей и задач осталось совсем немного, а именно - привлечь на сайт целевую аудиторию. Ни один сайт не сможет выполнять возложенные на него функции, если на нём не будет посетителей. Задачу по увеличению посещаемости можно разбить на три этапа:

  1. Офф-лайн реклама и поддержка. Не забывайте добавлять адрес сайта на визитки, флаеры и другие раздаточные рекламные материалы, а также при размещении рекламы в газетах, журналах, на телевидении.
  2. Онлайн продвижение и раскрутка, а также интернет-реклама. В настоящее время, когда в интернете миллионы различных веб-ресурсов практически по каждой тематике, для поиска нужной информации пользователи обращаются в поисковые системы (Яндекс, Google, Rambler и др.). Поэтому очень важно занимать лидирующие позиции в результатах поиска. Решить эту задачу можно с помощью комплексных мероприятий по оптимизации, продвижению и раскрутке сайта. Целевой траффик из поисковых систем для эффективно работающих сайтов составляет до 90% от общей посещаемости.
  3. Обновление и поддержка для привлечения постоянных посетителей. Эффективной работы сайта можно добиться только в том случае, если постоянно заниматься его планомерным развитием. Не забывать обновлять новости, прайс-листы и другую информацию на сайте. Контролировать корреспонденцию и поддерживать взаимодействие с посетителями. Для реализации этого этапа можно заниматься этим самостоятельно (или поручить ответственному сотруднику) – тогда Вам понадобиться сайт, снабжённый Системой Управления Контентом. Или можно поручить эти задачи по обслуживанию и обновлению веб-студии. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. О них подробнее в следующей статье: "Что выбрать – Систему Управления Контентом или Абонентское Облуживание?"
  4. Неплохо также, отправить письма всем своим клиентам, с сообщением об открытии Вашего корпоративного сайта, что несомненно будет воспринято как забота о клиентах.

INTRID